Справочник филателиста
ЗЕМСКИЕ МАРКИ – почтовые марки местного значения, выпускавшиеся в Российской империи земской почтой.
Земской реформой 1864 года были организованы органы местного самоуправления – земства. Многие земские управы организовывали свои почтовые службы.1 декабря 1866 года в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии была выпущена первая земская почтовая марка. В некоторых уездах, помимо почтовых марок, выпускались в качестве знаков почтовой оплаты также бандероли, маркированные конверты и почтовые карточки. Именно земская почта осуществила первый выпуск коммеморативных (памятных) марок на территории Российской империи.
Земские марки выпускались более 50 лет в 162 уездах 33 губерний. По разным подсчетам было выпущено от 1634 до 2427 основных марок и более 3000 разновидностей земских марок. О земских марках рассказано в этом и этом видео.
Зубцемер – филателистическое приспособление, предназначенное для определения размера зубцовки.
Зубцовка определяется количеством зубцов на 2 см марки.
Но если марок несколька, то вручную считать количество зубцов по линейке даже для 2...3 марок очень утомительно. Зубцемер помогает существенно облегчить этот процесс.Обычно Зубцемер представляет собой пластинку из картона, металла или прозрачных материалов (плотной плёнки, стекла), на которую нанесены шкалы 2-см (иногда 4-см) отрезков различных зубцовок от 7 до 16½. Шаг зубцовки может быть от 1 до ¼ зубца.На таких Зубцемерах иногда бывает линейка с точностью до 0,5 мм.
Всегда нужно помнить, что при одном и том же размере зубцовки диаметр перфорации может быть различный!
При определении зубцовки одну из сторон марки прикладывают к разным отрезкам зубцемера до полного совпадения зубцов марки с зубцами соответствующего отрезка. Определение зубцовки всегда начинают с верхнего горизонтального края марки, а далее - по часовой стрелке - правый, нижний и левый края. В данном случае размер зубцовки равен 12.
С помощью пластикового Зубцемера, который можно заказать на нашем сайте, процесс определения размера зубцовки происходит аналогично, только пользоваться им гораздо легче,быстрее и удобнее, чем другими видами Зубцемеров, при этом точность может быть даже выше. Кроме того, внутреннюю часть крышки можно использовать как ёмкость для бензина при определении водяного знака филателистического материала.
Существуют электронные Зубцемеры, преимуществом которых является высокая точность измерения - иногда до 0,01 (например:12,01). Однако из-за своей дороговизны (более 1000 $) они не пользуются популярностью.
В последнее время появились "виртуальные"Зубцемеры - специальные программы для компьютера. В самом простом случае они из себя представляют графический редактор, в котором отсканированное изображение Зубцемера требуется совместить с изображением почтовой марки,отсканированной с таким же разрешением. Специальные программы-Зубцемеры размер зубцовки определяют уже сами по скану марки. Однако у данного вида Зубцемеров существуют серьезные недостатки: для проведения измерения требуется компьютер со сканером,что не всегда бывает в наличии у коллекционера и необходимо потратить время на сканирование марок.
КАТАЛОГ ПОЧТОВЫХ МАРОК – справочное издание, представляющее собой пронумерованный перечень выпущенных почтовых марок и содержащие различные сведения о марках. Может быть в бумажном или электронном виде . Обычно в каталогах приводятся фото марок (одной из серии или всей серии),краткое описание,размер зубцовки, способ печати, рыночная цена на год издания и иные сведения. В зависимости от цели каталоги подразделяются на:
универсальные (стандартные) каталоги — с марками, расположенными по странам в хронологическом порядке. Наиболее изветны среди них «Скотт» («Scott»),«Ивер и Телье» («Yvert et Tellier»),«Михель» («Michel»);
географические каталоги — ограничиваются континентом, группой стран или одной страной,например Россией. В России наиболее известны каталоги под ред. Загорского, Ляпина, Соловьева;
хронологические каталоги — ограничиваются определённым временным периодом (Соловьев,Почтовые марки СССР, 1923-1960);
тематические каталоги — ограничиваются темой (спорт, космос, земские марки и т. д.).Наиболее известным из таких каталогов был Домфил ( Domfil), который выпускался до 2006 года и охватывал 20 тем;
специализированные каталоги — ограничиваются видом почты (например авиа), отправлений (бандероль), способом печати и т. д. Один из таких каталогов - Лапкин А.А.,Художественные маркированные конверты.
МАНКОЛИСТ – перечень почтовых марок, отсутствующих в коллекции, с указанием их каталожных номеров. Аналогом Манколиста может служить Вишлист (список желаний). Обычно Манколист представлял собой перечень каталожных номеров недостающих марок, либо только тех, что имелись у коллекционера. Но можно было выписать все каталожные номера и условными знаками помечать как недостающие, так и те, что есть в наличии.На этом самодельном Манколисте (см.ниже) подчеркнуты недостающие номера марок, которые необходимы для пополнения коллекции, а зачеркнутые номера и выделенные зеленым цветом - те, что есть в наличии. Как видите, пользоваться им без каталога было проблематично.
На нашем сайте Вам помогут в составлении своего персонального Манколиста с указанием не только каталожных номеров недостающих марок, но и их изображением и рыночной ценой. В этом Манколисте, приведенном для примера (с теми же марками, необходимыми для пополнения коллекции) , в столбике "Есть" указано фото марок, имеющихся в Вашей коллекции. Если у Вас в серии отсутствует марка, то вместо фото написно "нет". В соседнем столбике "Фото марки"размещена её фотография. Столбики рыночная цена, валюта и дата оценки показывают рыночную цену на указанную дату. В последних 3 столбиках указаны номера по каталогам Михеля, Скотта и Загорского. При необходимости будут указаны дополнительные сведения (перфорация, надпечатка,гашение и т.д.). Выглядеть он будет в виде excel-файла и при необходимости к нему можно будет применить различные функции фильтрации (по стране,году выпуска, номиналу и т.д.). Например, это может понадобится при отправке своего Манколиста различным продавцам для пополнения своей коллекции.
ПОЧТОВЫЕ ПРИЗРАКИ ( МАРКИ "ВИРТУАЛЬНЫХ" ГОСУДАРСТВ ) - марки несуществующих "виртуальных" государств, а также микрогосударств, которые выпускаются обычно в спекулятивных целях. Такие марки были выпущены более 50 "виртуальными" государствами, количество подобных марок составляет около 100 000.
Республика Малуку-Селатан (Republik Maluku Selatan) - одно из "виртуальных" государств.